"Просто о сложном" Интервью с президентом РКО об аккредитации образовательных программ
О специфике подготовки экспертов для профессионально-общественной аккредитации( ПОА) образовательных программ медицинского профиля мы попросили рассказать президента Российского кардиологического общества, вице-президента Национальной медицинской палаты, профессора, академика РАН Евгения Владимировича Шляхто.
— Евгений Владимирович, расскажите, пожалуйста, кто такие эксперты ПОА программ? Как их выбирают?
Эксперт — это супер профессионал. Он должен быть одинаково компетентен и как работник, и как педагог по этой специальности. То есть, идеально, если специалист имеет стаж практической работы кардиологом, при этом преподает для ординаторов-кардиологов или же имеет ученую степень по кардиологии. Кандидатуру специалиста в эксперты может предложить его работодатель или сам специалист. Поскольку кандидату нужно обязательно пройти обучение по специальной программе, то при подаче документов на учебу проверяются все необходимые показатели и требования к квалификации. Но и это не будет гарантией того, что специалист станет экспертом.
— Как же все-таки становятся экспертами? Получается, что не все, кто прошел обучение, будут работать экспертами? На основании чего эксперт работает в вузе, аккредитует конкретную программу?
Далее следует курс подготовки кандидатов в эксперты ПОА программ. Для того, чтобы объективно проводить экспертизу программы в рамках ПОА образовательных программ медицинского профиля, слушатель должен научиться интерпретировать образовательные и профессиональные стандарты, анализировать нормативные документы по ПОА программ, регламенты экспертной деятельности, избегать конфликта интересов. Подготовка включает в себя самостоятельную работу, необходимую кандидату в эксперты для выполнения домашнего задания. Успешное выполнение этого задания является гарантией освоения программы и получения удостоверения о повышении квалификации. Задание на самостоятельную домашнюю работу составляется таким образом, чтобы кандидат в полной мере ощутил объем будущей экспертной деятельности. Задание, само по себе несложное, оно включает в себя анализ больших объемов информации, выделение из нее значимых элементов и их систематизацию. Например, из действующего перечня всех медицинских услуг (более 700 страниц) нужно выделить те услуги, которые может оказывать врач-лечебник в области офтальмологии после окончания вуза и врач-офтальмолог после окончания ординатуры. Или, что может делать медицинская сестра после колледжа в области офтальмологии и после окончания курса повышения квалификации «Сестринское дело в офтальмологии»?
Как только специалист получает удостоверение, его данные заносятся в регистр той организации, которая проводит ПОА программ (на сегодняшний день мы говорим об РКО). При подаче каким-либо вузом заявки на проведение ПОА, Центральный экспертный совет начинает отбор экспертов из регистра с учетом месторасположения вуза, наименования программы и места проживания эксперта. Только после этого аккредитующая организация заключает с ним договор, в котором четко прописаны предмет и условия экспертизы.
В установленные сроки эксперт пишет свой отчет о соответствии программы профессиональному стандарту, требованиям практического здравоохранения к выпускнику и сдает его председателю экспертной комиссии. После утверждения отчета Центральным экспертным советом договор считается исполненным.
— В чем заключается работа экспертов ПОА?
Главный вопрос, который нужно понять эксперту, это нужна ли подготовка специалистов по данной конкретной программе практическому здравоохранению? Или вуз работает автономно, в отрыве от реальных нужд медицинской практики? Чтобы это понять существуют определенные показатели. В качестве примера могу привести некоторые из них:
Участвуют ли работодатели в преподавании программы и оценке знаний и умений выпускников?
Сколько выпускников получили приглашения на работу по итогам практики?
Сколько выпускников трудоустраиваются в течение года после окончания учебы?
Сколько рекламаций на выпускников поступило с мест трудоустройства?
Сколько выпускников зарегистрировано на бирже труда?
Чем подтверждается компетентность профессорско-преподавательского состава в областях знаний программы?
Чем подтверждается обеспеченность образовательной программы — соответствующей материально-технической базой, литературой?
Как определяется удовлетворенность обучающихся по программе?
И так далее.
Если показатели средние или ниже среднего, то эксперт должен дать вузу конкретные практические рекомендации по повышению качества данной программы.
Здесь хотелось бы отметить твердые моральные и этические установки экспертов, необходимые для выполнения качественной и объективной экспертизы.
— И последний вопрос, кто и как оценивает работу экспертов?
Во-первых, основной документ, на основании которого идет оценка работы эксперта — это экспертный отчет. Он проходит стадию проверки, корректировки со стороны председателя экспертной комиссии, затем ЦЭС. Имеют значение степень проработанности и детализации выводов и заключений, правильность применения профессиональных стандартов, отсутствие нарушений нормативных правил, количество обоснованных апелляций на работу эксперта, некорректное поведение. Кроме того, существует проверенная практика оценки работы эксперта — это участие в работе экспертной комиссии и непосредственное наблюдение за ходом экспертизы. Периодические проверки очень важны, так как аккредитующей организацией сегодня является Российское кардиологическое общество. На момент ПОА программы оно вверяет свою репутацию в руки отдельного человека и должна быть уверена в его профессиональных и личностных качествах.
В следующий раз мы поговорим с вами «просто о сложном» о проблемах, которые встречаются в период подготовки и проведения ПОА программ, основываясь на личном опыте.