Всемирный день без табака 2013
Во Всемирный день без табака, 31 мая, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает страны запретить все формы табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства в целях содействия уменьшению числа потребителей табака. Ежегодно табак убивает около шести миллионов человек.
«В качестве первоочередной задачи правительства должны положить конец тому, что промышленность бессовестным образом манипулирует молодыми людьми и девушками, в частности, для пополнения рядов следующего поколения людей с никотиновой зависимостью», - говорит Д-р Маргарет Чен, генеральный директор ВОЗ.
Запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство.
Запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство является одним из самых эффективных способов снижения уровней потребления табака. В странах, где запреты уже введены, наблюдается снижение уровней потребления табака, в среднем, на 7%.
Научные исследования свидетельствуют о том, что около одной трети случаев экспериментирования молодых людей с табаком происходит в результате воздействия табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства. Во всем мире 78% молодых людей в возрасте 13-15 лет сообщают о регулярном воздействии каких-либо форм табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства.
«Употребление табака возглавляет перечень всеобщих угроз для здоровья, являясь при этом полностью предотвратимым, — заявила Генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен. — В качестве первоочередной задачи правительства должны положить конец тому, что промышленность бессовестным образом манипулирует молодыми людьми и девушками, в частности, для пополнения рядов следующего поколения людей с никотиновой зависимостью».
«У большинства потребителей табака смертельная зависимость начинает развиваться в возрасте до 20 лет, — говорит д-р Дуглас Беттчер (Douglas Bettcher), директор Департамента ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний. — Запрет на табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство является одним из наилучших способов защиты молодых людей от того, чтобы они не начинали курить, а также уменьшения масштабов потребления табака на уровне всего населения».
Однако д-р Беттчер предупреждает, что даже там, где запреты введены, табачная промышленность постоянно изыскивает новые тактические приемы, нацеленные на потенциальных курильщиков. Вот некоторые из них:
- вручение подарков и продажу фирменных товаров, таких как одежда, особенно среди молодых людей;
- скрытый маркетинг, например привлечение «законодателей моды» для воздействия на людей в таких местах, как кафе и ночные клубы;
- использование онлайновых и новых носителей информации, таких как пропагандирующие курение приложения для смартфонов и онлайновые обсуждения, проводимые сотрудниками табачных компаний, выдающих себя за потребителей;
- показ табачных изделий и торговых марок в кинофильмах и телевизионных передачах, включая реалити-шоу и сериалы;
- мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности, такие как перечисление пожертвований благотворительным организациям.
«Поэтому, запрет должен быть всеобъемлющим для обеспечения эффективности в полной мере», — добавляет д-р Беттчер.
83 страны сообщили о введении запрета.
В докладе ВОЗ о глобальной табачной эпидемии 2011 года продемонстрировано, что лишь 19 стран (на которые приходится лишь 6% населения мира) достигли наивысшего уровня в обеспечении запрета на табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство. Более одной трети стран имеют минимальные ограничения или не имеют их вообще.
В число стран, добившихся большого прогресса в области запрета последних сохраняющихся форм рекламы, входят Албания, Бразилия, Вьетнам, Гана, Иран, Колумбия, Маврикий и Панама.
ВОЗ поддерживает страны в выполнении их обязательств в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), по требованиям которой Сторона должна ввести всеобъемлющий запрет на все формы табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства в течение пяти лет после вступления в силу РКБТ ВОЗ для данной Стороны.
По данным «Доклада о глобальном прогрессе в осуществлении РКБТ ВОЗ 2012 г.», 83 страны уже сообщили о введении всеобъемлющего запрета на все виды табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства.
Страны, запретившие размещение табачных изделий в местах продажи, включают Австралию, Ирландию, Канаду, Непал, Новую Зеландию, Норвегию, Палау, Панаму и Финляндию, а Австралия ввела также простую упаковку табачных изделий.
Недавнее обследование в области употребления табака в Турции показало, что запрет на табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство в сочетании с другими мерами борьбы против табака привел к снижению уровней употребления табака с 2008 года более чем на 13%, иными словами, потребителей табака стало на 1,2 миллиона меньше.
Табак убивает миллионы.
Табак убивает до половины своих пользователей. По оценкам ВОЗ, к 2030 году ежегодно более восьми миллионов человек станут жертвами употребления табака, причем четыре из пяти таких случаев смерти будут происходить в странах с низким и средним уровнем дохода. Табак входит в число основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний, таких как рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные болезни.
Первый глобальный договор в области здравоохранения.
Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака является первым международным договором, заключенным под эгидой ВОЗ и демонстрирующим приверженность мира решительным действиям, направленным на снижение уровней употребления табака, основной предотвратимой причины смерти. Договор был принят в 2003 году и в настоящее время его Сторонами являются 176 стран, на территории которых проживает 88% населения мира.
Источник: ВОЗ, www.who.int