Подведены итоги работы Совета Национальной медицинской палаты
В Москве в конце сентября состоялось заседание Совета Национальной Медицинской палаты. В нем приняли участие представители профессиональных медицинских объединений из 72 регионов России. Обсуждались актуальные вопросыизменения системы обеспечения и контроля качества медицинской помощи, пути решения кадровых проблем, государственно-частное партнерство, обеспечение непрерывного и дистанционного образования врачей и многие другие.
Президент Национальной Медицинской Палаты Леонид Рошаль подвел итоги 3-летней работы и обрисовал ближайшие перспективы:
– Проанализировав работу других медицинских ассоциаций, мы увидели их достоинства и недостатки, взяли лучшее и определили для себя главное: это должно быть сообщество действующих врачей и экспертов. Недавно нам удалось перейти от политики конфронтации с Минздравом к совместной работе. Это совсем не значит, что мы согласны со всем тем, что делается сегодня в министерстве.. Потому что уже новое министерство издало несколько приказов, которые встречены с неодобрением в медицинском сообществе. Это касается вопросов профилактики и диспансеризации, которые имеют большие нарекания. Минздрав сегодня чувствует необходимость нашей поддержки. Наша роль как экспертов очень велика. Но необходимо не только наличие экспертного мнения. Нужно изменить отношение государства в целом к здравоохранению. Особенно в условиях недофинансирования.
Сегодня жизнь ставит на повестку важнейшие проблемы, без решения которых невозможно дальнейшее развитие системы здравоохранения. В частности, вопросы страхования профессиональной ответственности. Мы при поддержке Минздрава провели совещание, на котором раскритиковали проект этого закона. Как альтернативупредлагаем создание обществ взаимного страхования. Еще один важный вопрос – реализация непрерывного медицинского образования, создание системы персонифицированного образования – по месту проживания или работы доктора. Уже сейчас подошли к конкретным пилотным проектам в нескольких регионах. Хотим начать первично с участковых педиатров, с участковых терапевтов и с врачей общей практики. Эти и другие первоочередные вопросы будут решаться, несмотря на тяжелую ситуацию с кадрами, которая сегодня в России. Такое положение сложилось из-за нерешенных социальных проблем в первичном звене: низкой заработной платы, отсутствия социального пакета, социальных гарантий со стороны государства, непрестижности профессии. Мы разработали и уже обсудили с профсоюзными организациями, с Общественной палатой, с Госдумой социальный пакет медицинских работников.
Сегодня мы выстраиваем совместно с Минздравом государственно-общественную систему здравоохранения, когда нет волюнтаристических решений, которые принимаются за закрытыми дверями, непродуманных, чтобы потом вся страна страдала от этого. Мы знаем, чего хотим. И мы это делаем», –сказал Президент НМП.
Заместитель Министра здравоохранения Игорь Каргаманян также подчеркнул важность взаимодействия с НМП: «Сотрудничество обусловлено тем, что Палата не просто ставит вопросы, но она предлагает их решение. Высоко значение Национальной медицинской палаты, региональных лидеров, экспертов профессионального сообщества в решении непростых, порой конфликтных ситуаций, возникающих в субъектах РФ при проведении различных организационных мероприятий в сфере здравоохранения. Палата ставит непростые, принципиальные, а, порой, и критичные вопросы. Но все эти вопросы продиктованы жизнью. И от того, насколько мы совместно и конструктивно их будем решать, зависит достижение тех целей и задач, которые перед нашей, важнейшей для страны, отраслью здравоохранения ставит руководство страны и наш народ», – отметил замминистра здравоохранения.
Сергей Дорофеев, вице-президент НМП, заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья граждан, в своём выступлении определил задачи, которые на его взгляд должна решать концепция развития здравоохранения:
«Должна быть сформулирована система социально-экономической мотивации граждан за свое здоровье, должна быть понятной для каждого программа государственных гарантий – за что государство отвечает, за что– нет. Еще одна задача – по какому виду страхования рисков медработников мы должны пойти? Мы убеждены, что надо идти по пути страхования рисков медработников, а не пациентов. И, наконец, должна быть поставлена задачасаморегулирования профессиональной деятельности. Это отдельный закон, по которому мы должны работать».
Наталья Ушакова, вице-президент «Опоры России» и вице-президент НМП рассказала о перспективах государственного и частного партнерства именно в системе здравоохранения. Она отметила, что тенденция усиления сотрудничества между государством и бизнесом в первую очередь проявляется в общественно значимых отраслях.Государство не всегда обладает достаточным объемом средств и управленческого опыта, необходимого для их поддержки и развития. Именно такой момент переживает сегодня российское здравоохранение. Какие же существуют возможные пути и варианты решения проблем здравоохранения для России? Что может быть государственно-частным партнерством в России в системе здравоохранения, как можно изменить статус врача, статус пациента?
Сегодня в области государственного и частного партнерства в системе здравоохранения, по данным Минэкономразвития, в России запущено 52 контракта. Крайне мало!
Для того, чтобы расширить этот список, необходимо решить несколько задач: определить форму участия и взаимодействия между частным и государственным сектором; договориться о разделении рисков; создать инструмент разрешения противоречий, связанных с оказанием общественных услуг, который позволяет осуществить коммерциализацию инноваций.
Наталья Ушакова подробно остановилась на барьерах и рисках, которые сегодня стоят перед ГЧП и требуют немедленного разрешения: «Отсутствуют методологические и методические обеспечения государственного частного партнерства в здравоохранении. Не установлен единый механизм ответственности за возмещение расходов производителям медицинских услуг при оказании разных видов медицинской помощи, которые определяли бы возможность для развития инвестиционной привлекательности отдельных программ и проектов в регионах РФ. С другой стороны, не налажена система анализа экономических последствий для социальной эффективности новых и традиционных медицинских вмешательств, инноваций и доступности медицинской помощи. Нет индикаторов социального воздействия в инновациях здравоохранения, медицинского страхования. Не установлены механизмы ответственности поставщиков за возмещение расходов производителям услуг и невыполнение обязательств частного партнера. Не меняется система оплаты труда медицинских работников, игнорируется участие профессионального сообщества в создании нового медицинского пространства».
Для развития здравоохранения на основе использования механизмов ГЧП нужна продуманная стратегия. Наталья Ушакова внесла ряд конструктивных предложений: «Предложить Государственной Думе и Федеральному Собранию ускорить работу по подготовке и принятию законопроекта о государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения. Агентству стратегических инициатив совместно с Минздравом РФ разработать механизмы и инструменты для развития государственно-частных контрактов в России. И третье – включить ГЧП в программу постдипломного образования врачей, со специализацией «подготовка менеджеров-врачей, врачей-организаторов здравоохранения».
Красной линией заседания Совета НМП стали вопросы обеспечения и контроля качества медицинской помощи. «Только сейчас мы начинаем строить современную систему оценки качества оказания помощи, которая давно ихорошо работает на Западе», – сказал Президент НМП Леонид Рошаль. «У нас не отлажена система последипломной подготовки. А ведь доступ к знаниям для врача должен быть бесплатным и непрерывным. У нас нет также и государственной системы контроля качества в целом. За рубежом есть специальные институты, которые регулируют качество конкретной работы конкретного доктора, конкретного медицинского учреждения. И, самое главное, унас в России нет системы независимой профессиональной экспертизы, обезличенной экспертизы, когда врачу или пациенту необходимо получить ответ на вопрос «Правильное лечение или неправильное лечение?». Вот такую систему мы тоже хотим создать в России».
В этой связи колоссальный интерес у собравшихся вызвал доклад представителя Врачебной палаты Германии Анатолия Резникова. Он рассказал о методах управления и принципах качества медицинской помощи в Германии.Для оценки эффективности работы ЛПУ в таких развитых странах, как Германия, Америка пользуются особенной системой – DRG – диагностика рейтинг-групп. Высокий уровень качества медпомощи обеспечивает эффективность использования ресурсов в системе здравоохранения, а также кадровых ресурсов. Подготовка качественных кадровых ресурсов зависит непосредственно от непрерывного образования не только врачей, но и среднего медперсонала.
– В Германии используется система качества медпомощи, которая называется «цикл Деминга», английского ученого. Система заключается в непрерывном улучшении качества медпомощи и имеет 4 составляющих: план, документация, анализ и действие. Каждый процесс можно улучшить. Цель состоит в том, чтобы каждый исполнитель мог участвовать в любой стадии этого процесса. В Германии качество оказания медпомощи записано в законе о врачебных специальностях. Это – книга закона «О врачебной специальности». Любой ЛПУ, любой врач обязан заниматься качеством медицинской помощи.За управление качеством медпомощи отвечает врачебное самоуправление, но не государство. Для того, чтобы выполнить Закон об управлении качеством медпомощи, были созданы различные организации, институты, которые контролируют качество медпомощи. Один из этих институтов – Институт качества и экономики в здравоохранении, который подчиняется Совместной комиссии самоуправления. Эта Совместная комиссия врачей и больничных касс подлежат правовому контролю со стороны Минздрава, но не находится под его управлением.
Доктор Резников рассказал также об основных инструментах управления качеством медпомощи в Германии. Они определяются наличием достаточной структуры, подготовки врачей, техническим обеспечением больниц, финансированием ЛПУ и т.д. Проверяют качество работы отделений больницы, качество управления больницы в целом на предмет: применяются ли соответствующие руководства, протоколы, стандарты (не лечения, а медико-экономические), проводятся ли регулярные экспертизы или консилиумы. Каждое ЛПУ ежегодно подтверждает свой сертификат качества.
Его коллега Ганц-Георг Хубер, член Врачебной палаты земли Северный Рейн, рассказал подробно о работе Комиссии по врачебным ошибкам при Врачебной палате Германии.
Такая Комиссия в Германии была создана в 1975 году по инициативе Врачебной палаты земли Северный Рейн. Она выполняет объективную экспертизу врачебных ошибок при диагностике и при любых неприятных последствиях оказаний медпомощи. Она не определяет сумму ущерба, а толькоконстатирует: виноват врач или не виноват.
Решение принимается исключительно на анализе документации, для рассмотрения ситуации не приглашаются ни сами врачи, ни пострадавшие пациенты. «Это очень важно: если недостаточно документации – это не совсем хорошие доказательства у врача. Если врач не может доказать свою невиновность, то решение Комиссии – он виноват», – говорит г-н Хубер.
Об эффективности работы Комиссии говорят следующие данные: «В 2011 году поступило 2200 заявлений, 80% были разрешены в рамках работы Комиссии, а 20% ушли в суд. Из рассматриваемых Комиссией жалоб – около 30% врачебных ошибок, 5-10% являются спорными. Если говорить о всей Германии, то 90% случаев разрешается в досудебном порядке. 10% идут в суд, из них лишь в 1%! решение в суде отличается от решений комиссии по врачебным ошибкам». Г-н Хубер говорит о том, что работа Комиссия по врачебным ошибкам пользуется доверием врачей, пациентов, страховых компаний и судов. «Такой процесс ведет к быстрому разрешению конфликта. Кроме того, это не относится к государственному процессу, он разгружает суды».
Выплаты пациентам осуществляются из страховых премий. Каждый врач в Германии должен быть застрахован от профессиональных ошибок. Со всеми страховыми компаниями Врачебной палатой заключены договоры. Страховые компании оплачивают работу врачебных комиссий – где-то 1500 евро за случай», – сказал г-н Хубер. Но, конечно, понятно, что качество медицинской помощи напрямую определяется уровнем квалификации врачей.
Опытом сертификации и непрерывного образования поделился профессор, Президент общества врачей Латвии Петерис Апенис.
– В Латвии сегодня на 2 миллиона жителей приходится 7500 врачей. У нас есть ассоциации специалистов, которые являются нашими суборганизациями. Самое главное – что должно делать общество врачей: думать о том, что врач должен постоянно учиться. Каждые пять лет мы должны смотреть, чтобы врач продолжал обучение. Чтобы продолжал думать и ездить на конференции, чтобы сам писал статьи, делал доклады на симпозиумах и т.п.. Для этого ему нужно за 5 лет набрать 250 кредитов. Таким образом, люди приносят пачку с сертификатами. Многие делают это через Интернет. Задача врачебного общества – дать информацию врачам, которую никто другой не даст: по медицинской философии, медицинской этике и т.д. Палата должна думать именно об общих знаниях средних врачей. Одна из важных задач врачебной палаты – это организовывать разного рода конгрессы, конференции русских врачей. Мы предлагаем вариант – конгресс русскоговорящих врачей в Юрмале под названием «Новая волна». Если в Европе около половины всех медицинских студентов заинтересованы в русском языке, включая бывший Союз как часть Европы, мы должны найти возможность для них между собой общаться. Мы сейчас и в Латвии, и в России смотрим на компьютер как на систему, которая будет спасать мир. Но необходимо и живое общение, такое, как сейчас у нас с вами».Обмен опытом между представителями региональных объединений медицинских работников сталодним из важных направлений двухдневной работы НМП.
Одним из ярких выступлений стал доклад председателя Смоленской врачебной палаты Наталии Аксеновой. Уже сейчас профессиональное сообщество на региональном уровне решает вопросы повышения квалификации медицинских работников и защиты интересов врачей.
В регионе успешно работает Третейский суд по рассмотрению конфликтов между врачом и пациентами. «Мы поставили своей самой главной задачей: не довести спора между пациентом и врачом до суда. И это нам удалось. 647 споров, только за последние две месяца около 200 обращений пациентов в нашу комиссию, привели к положительному результату. Ни один из 647 споров не перешел в стадию судебного разбирательства. Следовательно, медицинские организации не понесли экономического ущерба от своей работы. Примеров достаточно много – сумма в 5 миллионов, как было в Калининграде, может приостановить работу всей медицинской организации», – говорит Н. Аксенова.
Также Смоленская палата поделилась опытом по созданию и реализации программы дистанционного образования врачей. Палата учредила негосударственное учреждение дополнительного образования «Институт профессионального непрерывного последипломного медицинского образования». «Мы сами знаем, чего хотим, какой цели хотим добиться. Сейчас лицензировано 33 программы, которые, на наш взгляд, являются наиболее актуальными. Среди них – и третейское судопроизводство в здравоохранении». Конкурентные преимущества перед московскими и местными региональнымучреждениям, которые действуют в Смоленской области, обеспечиваются за счет дистанционных форм обучения: «Сегодня практически все главврачи области являются членами нашей палаты. Чтобы направить своего врача в вуз, он должен отвлечь его на 2 месяца – это командировочные, проживание, замена этого врача. Так что получается экономия более 100 тысяч рублей на каждом враче», – отмечает эксперт.
Работа институтатакженесет важную социальную нагрузку – в течение 5 летна базе этой образовательной площадки будет проходить обучение всех фельдшеров всех 505 ФАПов на безвозмездной основе. «Это даст субъекту РФ колоссальную экономию денежных средств», – подчёркиваетНаталия Аксенова.
Об опыте взаимодействия с зарубежными специалистами в сфере образования рассказали представители Архангельской палаты врачей. Сейчас в регионе реализуется программа по обмену опытом. Она направлена на подготовку специалистов общей практики в Архангельской и Мурманской областях. Цель – улучшение качества подготовки врачей, внедрение принципов непрерывного профессионального образования. Это – первый российский опыт использования в качестве образовательной модели норвежского двухлетнего опыта подготовки специалистов. Цель проекта – обучение в течение двух лет у наставников.
Медицинские палаты в Алтайском крае и в Новосибирской области также принимают активное участие в образовательном процессе медицинских кадров, а именно, участвуют в аттестации медицинских работников. «Были внесены поправки в закон субъекта «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья на территории Алтайского края» и закреплены дополнительно права некоммерческих организаций принимать участие в аттестационной комиссии врачей. На основании решения Алтайской медицинской палатой был подготовлен список кандидатов из наиболее квалифицированных специалистов для их включения в состав экспертной группы. На сегодняшний день обсуждается вопрос по оказанию практической и методической помощи членам палаты по подготовке к аттестации на получение квалификационных категорий. Т.е. создание рабочей группы внутри палаты, позволяющей проводить механизмы т.н. предаттестации. На ближайшее время ставим для себя задачу – обсуждение роли медпалаты в процедуре аккредитации специалистов в 2016 году», –рассказал исполнительный секретарь ООО «Медицинская палата Алтайского края» Лещенко.
Присутствовавшие представители территориальных объединений медицинских работников отметили, что отнесение аттестации к госуслуге послужило серьезнымбарьером для участия профессиональных сообществ в аттестации. «Идет согласование документов и с Минюстом, и в прокуратуре. Они не могут противоречить действующим нормам. В связи с этим мы ограничены в деятельности в данном направлении», – подчеркнул Лещенко.
Своим опытом участия в аттестационных комиссиях региона поделилась и Новосибирская ассоциация врачей (НОАВ). «Сейчас профессиональное сообществофактически отстранили от участия в аттестации. Тем не менее, составы предаттестационных комиссий формируются из представителей ассоциации– членов нашей организации. У нас существует договор между Минздравом Новосибирской области и НОАВ. Однако теперь наша доля в аттестационных комиссиях уменьшилась – осталась треть, а две трети – назначает министр», – сказал Сергей Дорофеев.
В Смоленской области по-другому подошли к решению этого вопроса. «Мы обратились к губернатору области с просьбой при написании регламента включить в аттестационные комиссии – и в предаттестационные, и в областную аттестационную – представителей нашей врачебной палаты. Распоряжением губернатора области 3 человека включены в такую процедуру», – сказала Наталия Аксенова.
Вместе с тем одной из центральных тем заседания Совета Национальной Медицинской Палаты стало сообщение о создании Министерством здравоохранения и НМП Координационного Совета для решения отраслевых проблем. Его возглавили министр здравоохранения России Вероника Скворцова и президент НМП Леонид Рошаль. В рамках деятельности Координационного совета образовано 11 рабочих групп. Среди них: рабочая группа по совершенствованию нормативных актов, в рамках которой ставится задача не просто анализа правоприменительной практики, отраслевых приказов и подзаконных нормативных актов с точки зрения их совершенствования, но и привлечения на стадии их разработки представителей профессионального медицинского сообщества в лице экспертов Национальной медицинской палаты. Это делается с целью исключить некорректные положения в принимаемыхнормативных актах.Среди направлений других рабочих групп – решение кадровых проблем, вопросов защиты профессиональной ответственности медицинских работников, участие в разработке клинических рекомендаций и стандартов по вопросам оказания медицинской помощи, определение принципов саморегулирования профессиональной деятельности, подходов к независимой экспертизе качества медицинской помощии многое другое.
Подводя итоги Совета Национальной медицинской палаты, Леонид Рошаль особенно подчеркнул, что сейчас созданы все условия для формирования сильного профессионального сообщества, дело за нами– готовы ли мы взять на себя ответственность. «Когда мыначинаем диалог с Министерством здравоохранения, то получается так, что мы берем на себя ответственность вместе с Минздравом за то, что происходит у нас в стране. Это – первый шаг к той ответственности, которая будет при саморегулировании профессиональной деятельности», – сказал Президент НМП.
Напомним, что сейчас Национальная медицинская палата – это крупнейшее объединение медицинских работников. В ее составе – около 90 профессиональных и территориальных организаций.
Источник: www.nacmedpalata.ru